В Томске на Ленина лужи доходят до цоколей зданий…

или Почему в Томске нет нормальных ливневок?

 

Прошедшие 10 и 14 июня небольшие ливни в Томске и последующие затопления центральных проспектов дождевой водой снова поставили на первый план проблему отсутствия в городе нормальной ливневой канализации. Об этом говорят уже почти 8 лет, но пока, к сожалению, ничего не меняется по факту. Словно какое-то проклятье витает над областным центром все последние годы, и никто не может его снять. Что же происходит с томскими ливнёвками?

 

«Лужа им. Оккеля»

 

Первая информация о том, что в Томске после ремонта дорог происходит что-то неладное, появилась еще 10 июня. После относительно небольшого ливня вечером дождевые воды затопили центральный проспект города, – улицу Ленина. Вода бурными потоками неслась по проспекту и билась волнами в бордюры и цоколи зданий, создавая то ли эффект «морского побережья», то ли вид томской Венеции, с поправкой на климат. Сразу после грозы в социальных сетях появилось множество фото и видео с обильными ручьями на проезжей части проспекта и других улиц. Особенно впечатляли снимки того, во что превратилась центральный проспект Томска в районе Главпочтамта. Там была запечатлено большая «лужа им. Оккеля» (как окрестили ее пользователи) – огромная лужа, которая образовалась на перекрёстке. Вода с проспекта ушла только через несколько часов, доставив много неприятностей пешеходам.

Но через несколько дней все снова повторилось. Днем 14 июня проспект Ленина после ливня, длившегося всего 10 минут, снова залило дождевой водой (как, собственно, и другие улицы города). Выходившие из маршруток томичи оказывались практически по щиколотку в грязной воде. Волны от вновь образовавшегося «грязевого моря» залили проспект буквально до бордюров и после проезда машин доходили до цоколей зданий… Этот эффект «неповторимой томской романтики», нам, судя по всему, придется наблюдать в ближайшие летние месяцы.

 

Официальная позиция

 

Комментарии от администрации города по поводу случившегося были получены только поздно вечером. Как оказалось, ООО «ТСК», проводившее ремонт проспекта Ленина на субподряде у УМП «Спецавтохозяйства», не прочистило ливневую канализацию после ремонта. Строительный мусор и отходы забили ливневые колодцы и стоки. Почему была допущена столь вопиющая халатность – неизвестно. Зато известно другое – фирма принадлежит известному томскому строителю и бывшему заместителю мэра города Владимира Оккелю, который уже давно стал полулегендарной фигурой в народе в связи с ремонтом дорог Томска и уголовным делом против него. Миллионы рублей, выделенных на ремонт проспекта Ленина, как видим, он успешно «освоил» (как много раз до этого), а вот качество работ снова вызывает много вопросов. Правда, объективности ради стоит сказать, что дело не только в Оккеле и его компании. Проблема имеет долгую историю.

 

С чего всё началось?

 

Проблемы с ливневой канализацией в Томске, в принципе, существовали давно. Однако именно в последние 10 лет они вышли на первый план наряду с отвратительным состоянием городских дорог, асфальт на которых тает вместе со снегом. Именно мэр Томска Николай Николайчук, его заместители в лице Владимира Оккеля и директора департамента капитального строительства администрации Томска Алексея Сафронова предложили своеобразный ремонт дорог областного центра по технологии «чипсил» и «сларри-сил». Эти дорожные работы был осуществлен компаниями ООО «Кузбассдорстрой» и ее дочкой – ООО «Томскдорстрой» в 2010–2012 годы в рамках получения городом большой федеральной субсидии в несколько сотен миллионов рублей. Именно тогда томские дороги начали в массовом порядке засыпать кубовидным щебнем безо всякой связующей асфальтовой смеси. Эффект не замедлил себя ждать – дожди быстро смыли этот щебень в ливневки, полностью их забив и парализовав работу водоотводов. Именно с 2010 года дороги Томска стало в массовом порядке заливать дождевыми водами, на несколько часов превращая их в реки. Системной прочисткой ливневой канализации Томска после ремонта «чипсилом» никто не стал заниматься. Более того, ремонт дорог стали вообще проводить без оглядки на ливневки и колодцы, повсеместно закатывая их в асфальт, и забивая строительными отходами. Естественно, что год от года, проблема только нарастала и усугублялась.

Неработающие ливневки приводили и к более серьезным вещам, чем создание временных неудобств пешеходам и автолюбителям. Скопление больших масс воды на улицах на несколько часов подряд много раз за летние месяцы сильно разрушает дорожное полотно. Например, по мнению многих экспертов – дорога на Московском тракте в 2016–2017 годы пришла в негодность как раз по причине отсутствия ливневых колодцев.

 

Скандал с фирмой «Корпус»

 

Пытаться решить проблему неработающих ливневок системно в мэрии Томска стали только в 2016 году. В июне этого года в местных СМИ появилась информация о том, что администрация города планирует создать общую схему городской ливневой канализации. На разработку проекта было выделено 3 миллиона рублей. Победителем аукциона признали новосибирское ООО «Корпус» и перевели ей 2 миллиона 600 тысяч рублей, как предложившей наименьшую цену.

Работы у компании оказалось много: протяженность сетей ливневой канализации Томска составляет 192 километра, улично-дорожной сети — 797 километров. От подрядчика по проекту требовалось оценить состояние действующей системы отвода ливневых стоков и дренажных вод в Томске, а также сформировать сеть ливневой канализации на перспективу до 2030 года «с учетом развития городских территорий и необходимости приведения качества сбрасываемых в водные объекты сточных вод до нормативных показателей». Схему ливневой канализации подрядчик должен был разработать к 20 ноября 2016 года.

Увы, к этому сроку никакой схемы так и не появилось. Поэтому мэрия в декабре расторгла с компанией контракт, после чего против «Корпуса», подали иск в Арбитражный суд. Подрядчик, в свою очередь, не согласился с тем, что с ним расторгли контракт, и подал встречный иск. Судебные процессы, продолжавшиеся целый год, выиграла мэрия, деньги истребовали обратно. В процессе было доказано, что подрядчик не выполнил работу в срок и некачественно, а сделал только первый этап. Так что общая схема ливневок так и не появилась, но на ремонт и прочистку ливневой канализации города в 2017 году было выделено более 30 миллионов рублей. Насколько эффективно освоили эти средства на этот раз – пока неизвестно.

 

Куда ушли 60 миллионов рублей?

 

Новый аукцион на создание схемы ливневой канализации города был объявлен администрацией только в феврале нынешнего года. На этот раз сумма была больше – около 10 миллионов рублей. Торги в апреле выиграл ТГАСУ. По контракту строительный вуз должен проанализировать ее текущее состояние и предложить план развития до 2030 года, кроме этого подрядчик должен будет осуществить техническое обследование существующей сети ливневой канализации, провести инвентаризацию и по итогу создать актуальную схему всех ливневнок Томска. Помимо этого на 2018 год в администрации были запланированы работы по прочистке ливневой канализации и откачке воды. На эти цели из городского бюджета выделили 24,8 миллиона рублей. Работы должны были провести на восьми километрах ливневой канализации, отремонтировав в общей сложности 143 колодца. Но вот уже заканчивается июнь, а результатов освоения почти 60 миллионов рублей за два года так и не видно. Город по-прежнему заливает водой даже после небольшого дождя.

Между тем эксперты того же ТГАСУ уверены: если сделать в Томске нормальную ливневую канализацию, как в европейских странах, то срок функционирования городских дорог возрастет в разы. Но как тогда «осваивать» десятки миллионов рублей на их ремонт и содержание каждый год, на что исправно поступают средства? «Теневая мафия» в дорожном строительстве, которая сложилась в области за последние 15 лет, в этом случае лишится жирного куска бюджетных подрядов… Не в этом ли все дело?

 

Станислав МИКРЮКОВ.