Нельзя вместе?!

Эксперты уверены, что объединение Каско и ОСАГО невыгодно для автовладельцев

 

Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение Минфину, Минэкономразвития и Минюсту совместно с Банком России рассмотреть возможность включения рисков по ОСАГО в полис Каско в срок до 1 июня. Речь идет о создании единого полиса страхования автомобилей на основе двух существующих. Однако эксперты отрасли скептически отнеслись к  идее «комбинированного» полиса. Ведь это разные продукты, которые покрывают разные риски.

 

Они такие разные!

 

Напомним, по Каско страхователь сам получает выплаты в случае угона, хищения и иного ущерба. ОСАГО – это страхование автогражданской ответственности перед третьими лицами, при котором выплаты получает потерпевший. То есть это  два принципиально разных вида страхования. ОСАГО –  страхование автогражданской ответственности перед третьими лицами, а Каско – страхование самих транспортных средств от ущерба, хищения или угона.

«Автогражданка» необходима всем водителям как гарантия защиты на дороге, причем не только их собственной, но и безопасности окружающих. Наличие такого полиса позволяет пострадавшему в случае ДТП получить возмещение от виновника аварии. Тогда как Каско оформляется в добровольном порядке и компенсирует владельцу ущерб, нанесенный его собственному автомобилю.

Но если Каско становятся обязательным страхованием, то стоимость комбинированного полиса резко вырастет. А для многих автовладельцев эта цена слишком высокая. В результате есть риски, что водители начнут массово отказываться от страховки, покупать поддельные полисы, поощряя тем самым деятельность страховых мошенников…

 

Дело не только в цене

 

Цена на полисы – очень острая и болезненная тема для всех автовладельцев. На протяжении долгого времени водители жаловались на высокие цены на ОСАГО, вследствие чего была запущена кампания по либерализации тарифов.

Водители только-только начали выдыхать после запуска либерализации. Первый этап показал свою жизнеспособность и первые позитивные результаты. В целом по стране средняя стоимость полиса ОСАГО начала снижаться. Появилась надежда на светлое будущее. Теперь продолжение либерализации и переход к индивидуальным тарифам под угрозой. Введение нового, более дорогого, универсального полиса вызовет волнения в регионах, с которым мы так долго боролись. Зачем это нужно? Давайте сначала либерализацию до конца доведем».

 

Одна бумажка вместо двух

 

Помимо вопроса ценообразования экспертам непонятно, как будут оформлять документы при приобретении комбинированного полиса.

Любому здравомыслящему человеку было сразу очевидно, что эта инициатива, объединить каско и ОСАГО, странная и нежизнеспособная, мягко говоря. В чем смысл такого объединения? В том, чтобы у автомобилистов была одна бумажка с полисом вместо двух? Но уже сегодня почти все эти договоры страхования заключаются в электронном виде, поэтому сэкономить на деревьях не получится. На данный момент мы имеем отдельный электронный договор на ОСАГО, отдельный электронный договор на каско. А как будет выглядеть договор на комбинированный полис остается загадкой.

По мнению экспертов, инициатива лишает автовладельцев, страхующих свой авто по каско, выбора между страховыми компаниями. Например, вас устраивают условия по ОСАГО в одной страховой, а Каско вы покупаете в другой. Если полис комбинированный, то надо приобретать его в одной страховой компании вне зависимости от того, нравится мне она или нет. Опять лишения для автовладельцев. А если у водителя уже есть ОСАГО, то как он к нему оформит комбинированный полис? Заплатит за ОСАГО дважды?

 

Вопросов к инициативе включения рисков по ОСАГО в полис каско становится все больше. Выгода от введения единого полиса, в первую очередь экономическая, для водителей пока неочевидна. Эксперты уверены, что идею нужно было сначала обдумать со всех сторон, оценить все риски, а потом уже озвучивать и отдавать в проработку.

 

Кирилл КРАСНОВ

По инициативе и поддержке АНО «Соцпиар»

 

 

Не так страшен черт?

 

Руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева считает, что при последовательном движении к либерализации ОСАГО важно установить порядок, при котором добросовестный автовладелец получает возмещение по автогражданке даже в случае отсутствия у второй стороны – виновника ДТП – полиса ОСАГО.

«В целом ОНФ поддерживает последовательную либерализацию ОСАГО и его движение в направлении базового КАСКО. Расширение тарифного коридора – это давно обсуждаемая мера, равно как и изменения коэффициентов по возрасту, стажу, коэффициентов мощности и территориальных коэффициентов. Принятие такого решения ожидаемо. Это позволит страховщикам более гибко регулировать цену полиса для конкретного автомобилиста. Это и возможность для конкуренции, обеспечения большей справедливости, ведь наряду с расширением тарифного коридора отменяются последовательно неработающие коэффициенты», – отметила Лазарева.

Кроме того, при обсуждении реформы ОСАГО Народный фронт предлагал очень важную и справедливую новацию в пользу граждан, напомнила она. «Надо установить порядок, при котором добросовестный автовладелец получает возмещение по автогражданке даже в случае отсутствия у второй стороны – виновника ДТП – полиса ОСАГО», – подчеркнула Лазарева.

«Механизм, который мы предлагаем, предусматривает компенсацию ущерба от своей страховой компании. Эта функция может выполняться либо самой страховой компанией, либо может быть возложена на Российский союз автостраховщиков. Он будет проводить взыскания с виновного автовладельца, не имеющего полиса. Это справедливая мера, и ее, безусловно, нужно принять. Если мы делаем инструмент ОСАГО и порядок определения его цены более справедливым, то надо принимать решение и о том, чтобы гражданин, добросовестно исполняющий закон и включившийся в государственную систему ОСАГО, чувствовал себя защищенным вне зависимости от того, что кто-то на дороге не соблюдает закон. Мы будем этого добиваться», – подчеркнула Лазарева.