Что приводит к образованию колейности на дорогах Томска?

В Томске с наступлением весны снег сходит, обнажая всю грязь, что скопилась под ним за прошедшие пять месяцев. И конечно, как бывало уже много раз до этого прежде, вместе со снегом сходит и положенный в прошлый год асфальт. Это и выставляет напоказ зияющие дыры, трещины и томского ноу-хау —  колеи. По версии активистов ОНФ так называемая «колейность» дорожного полотна образовалась из-за того, что в течение многих месяцев тяжело груженные машины «продавливали» положенный асфальт. А о чем говорят другие версии происходящего?

Причина – тяжелые грузовики

В конце марта эксперты ОНФ из «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в очередной раз провели проверку дорог Томска и призвали городскую власть устранить колейность дорожного полотна на оживленных перекрестках и центральных улицах. Общественники выявили факты образования колейности на дорогах, некоторые из которых были отремонтированы всего пару лет назад. В частности, серьезная деформация была выявлена на перекрестках на проспекте Ленина, улице Красноармейской, проспектах Фрунзе, Кирова, улицах Пушкина, Белинского, Яковлева, Большой Подгорной, Дальне-Ключевской. Глубокая колейность зафиксирована экспертами также на протяженных участках проспекта Фрунзе, ремонт которого производился в 2016 году, улиц Красноармейской, Яковлева и проспекта Ленина, ремонтировавшихся в 2015 году, а также улице Елизаровых и Иркутском тракте.

 

ОНФ взял на контроль

 

Активисты ОНФ регулярно получают жалобы по поводу появления колейности на дорогах, которая может привести к ДТП.  Колейность дорог, естественно, сказывается на безопасности. Двигаясь по неровной дороге, водителю приходится снижать скорость, притормаживать, создаются заторы на перекрестках, что увеличивает в том числе риски возникновения аварийных ситуаций.

 

В качестве одной из основных причин появления колейности на дорогах Томска эксперты ОНФ  считают регулярное движение по ним перегруженных крупнотоннажных грузовых автомобилей иностранного производства. Прежде всего это китайские грузовики, перевозящих инертные материалы на стройки города — песок, гравий, щебень. Общественники направили среди других предложение властям Томской области с просьбой увеличить число мероприятий по предотвращению нарушений правил весового контроля. А также предложили внедрить на территории областного центра автоматизированный весовой и габаритный контроль, позволяющий фиксировать нарушения при движении большегрузов.

 

Смеси или шипованная резина?

 

Между тем проблема образования колейности дорог Томска обсуждалась много раз.  И есть те, кто считает причиной образования колей не грузовики, а прежде всего, некачественные асфальтовые смеси, применяемые для ремонта дорог в областном центре. Ранее, в 2016 году, при ремонте Фрунзе применялась технология так называемого «щебеночно-мастичного асфальта» (ЩМА). Теоретически, она позволяла бы продлить срок эксплуатации дорог до 8-10 лет, без образования колейности, но этого так и не случилось.

 

Для ремонта дорог города в 2018 году снова использовалась щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА-15). Тогда смесь применили для ремонта на 34 улицах. С 2019 года томские дороги должны были ремонтироваться смесями нового поколения, но будет ли это, пока неизвестно.

 

В свою очередь эксперты ТГАСУ не раз заявляли о том, что главной причиной колейности является… шипованная резина. Например, заведующий лабораторией асфальтобетонов ТГАСУ Владимир Веник в апреле 2018 года заявил о том, что асфальтовая смесь «ЩМА-15», применяющаяся для ремонта дорог Томске, — лучшее из доступных дорожных покрытий. В качестве основной причины износа верхнего слоя дорожного полотна Веник назвал шипованную резину автомобилей. По его мнению, быстрее всего колейность появляется на дорогах с высокой загруженностью движения, где за сутки проезжают от 20 до 40 тысяч машин, и именно они стирают асфальт своими колесами. Речь идет о проспекте Комсомольский, улица Пушкина, Красноармейская и Балтийская, которая за последние семь лет ремонтировалась дважды.

 

— Причина образования колеи на улицах – это шипованная резина, — считает Владимир Веник, — она приносит ущерб в виде колеи практически за два-три года эксплуатации дороги. Колея достигает (глубины) до 4 сантиметров.  Исходя из опыта Европы, нужно или отказываться от шипов, или уменьшать межремонтные сроки (с пяти до трех лет) и, конечно, менять подход к выбору материала для верхних слоев. Пока у нас существуют те материалы, которыми мы пользуемся, ситуация с колейностью не изменится, как вариант, можно укладывать тонкослойное сплошное покрытие, в два-три сантиметра, которое в производстве будет дешевле. Для того, чтобы этот метод применять нужно разработать сметные нормы, утвердить их, согласовать и пройти бумажную процедуру по легализации.

 

Так что же приводит к образованию колейности томских дорог – грузовики, шипованная резина или все-таки некачественные асфальтовые смеси, изготавливающиеся на местных заводах? Ответ на этот вопрос скорее всего совсем скоро дадут следователи СК…

 

Вера МОНАРХОВА